«Вся индустрия была уничтожена»: режиссер сериала «Заключение» объяснил дефицит хорошего кино

10 августа 2022, 18:27
«Вся индустрия была уничтожена»: режиссер сериала «Заключение» объяснил дефицит хорошего кино
Фото: Пресс-служба Первого канала

В июне на «Первом канале» и «КиноПоиске» состоялась премьера сериала «Заключение», главную роль в котором сыграла Виктория Исакова. Режиссер проекта Сергей Попов дал эксклюзивное интервью сайту «А теперь внимание!». В нем он рассказал не только о своем новом проекте, но и о том, когда русский кинематограф сможет составить достойную конкуренцию Голливуду, от чего зависит выход «достойных» отечественных картин и многом другом.

Я так понимаю, сериал был снят еще в 2019 году, с чем связан тот факт, что так долго выходил?
— Уже были анонсы на Первом канале, но вмешался ковид. Должны были показывать на следующей неделе и неожиданно всех закрыли, «заключили» дома. Решили, что для «Заключения» сейчас не время, нужно что-то повеселее поставить.

В сериале очень странные развязки в сериях — через истории отрицательных персонажей... Почему?
— Мне кажется, что у нас  вообще вся история на этом строится. Что есть обстоятельства, мягко говоря, не очень светлые и жизнерадостные. И два главных героя в таких ситуациях не самых простых существуют, но при этом умудряются хранить в себе свет, тепло и любовь, остаются людьми. Несмотря на всю грязь, они остаются чистыми.

Вам понравилось работать с Викторией Исаковой?
— Конечно, она не только великая актриса, но и человек с большой буквы. Мы легко нашли общий язык. Мы даже скорее сначала нашли какие-то человеческие отношения, а уже потом рабочие. Мы были знакомы и раньше . И вот наконец-то поработали.

—​​​​​​​ В сериале персонаж Исаковой помогал больным людям, хоть и нарушал закон. Как вы считаете, ее поступок правильный?
— С точки зрения закона — нарушала, а по человеческим нормам морали — конечно, правильно. Все же относительно, не бывает какой-то одной правды. У нее своя. Это вопрос ракурса.

Фото: Пресс-служба Первого канала

Сериал снискал успех. Ожидали?
— Хорошо, что наш фильм нравится, я надеюсь, что благодаря высокому рейтингу его увидят как можно больше людей.

— А как вообще оценивает российский кинематограф сейчас? Многие его высмеивают...
— Как к нему можно относиться? Вот, допустим,  у вас есть ребенок, который ходит в детский садик и там рисует, из пластилина лепит. Это очень простые и наивные поделки. Но вы же все равно будете им восхищаться и радоваться, говорить ему, какой он молодец. Несмотря на то, что его рисунки к чему-то высокохудожественному отношения мало имеют. Так и тут — понятно, что не всегда мы можем держать высокую планку искусства, но это же наше кино, родное (смеется, — прим.ред).

Можем пока так, научимся и сможем лучше. У нас же вся индустрия была уничтожена, сейчас вот потихоньку обрастает мышцами. Появляются люди сильные, профессиональные. И прокат был уничтожен... В кинотеатрах вообще автомобили продавали, были казино, рынки, потом постепенно начали открывать новые залы... Со временем все будет у нас гораздо лучше, я надеюсь.

От нас сейчас ушли крупные голливудские студии. Можем ли мы это восполнить своими картинами?
— В кино все начинается с истории. Если она есть, есть хороший сценарий, то, скорее всего, появится хорошее кино. Вопрос в дефиците идей, каких-то оригинальных. Очевидно, что у нас не заходят отечественные кинокомиксы. Хотя все с удовольствием смотрят американского «Дэдпула». При этом у нас с удовольствием смотрят «Ивана Царевича» или мультик «Три Богатыря», потому что они сделаны на нашей истории, на наших сказках.

В них не идет подражательство американским фильмам. У нас таким фильмам не доверяют, а вот сказкам — наоборот. Может, это на подкорке. Возможно, для проката очень плохо, что ушли большие американские студии, но чем тяжелее время, тем интереснее авторы появляются. Когда все хорошо, все скисают. Сейчас должно что-то появится обязательно. Во время перестройки было много интересного, много новой музыки, кино, а потом пришло благополучие и все. Сейчас опять встряхнули, и я думаю, для искусства это хорошо. Люди-то никуда не делились.
 

Фото: Пресс-служба Первого канала

Разве сейчас хорошей картине не сложнее пробиться, чем лет 20 назад?
— Нет, почему? Кроме рекламы есть и сарафанное радио. Вы же смотрите кино, вам нравится, и вы тут же скажете всем друзьям, что видели хороший фильм и всем посоветуете. Иногда я даже второй раз хожу в кино.

Как относитесь к тому, что картины уходят из телевизора в интернет на онлайн-платформы?
— Хорошо. Телевизор смотрит очень определенная аудитория. Я знаю много людей, которые его не смотрят. У меня самого, например, просто нет антенны. Я смотрю фильмы на платформах. Второй момент — цензура, в интернете степень откровенности другая. Я не про интимные сцены, а именно про степень откровенности обсуждаемой темы, киноязык более дерзкий. На телевидении нет специально обученного злого дяди-цензора, но все знают правила игры и заранее не нарушают. А в интернете ты понимаешь, что имеешь право на больший допуск, поэтому платформы дают больше возможностей. Дальше уже вопрос качества самой истории.

А почему на онлайн-сервисах так мало уникальных премьер? Например, на телевидении новые сериалы постоянно, а вот у сервисов меньше.
— Дорогостоящее удовольствие. Они же все только начинают. Любой компании сначала надо сформировать базу сценариев, потом понять, насколько они будут актуальны  в момент выхода фильма, вкусы меняются же. Еще вопрос в количестве, когда ты делаешь 100 фильмов, то имеешь право половину снять средних, оставшаяся половина окупит все. А если ты снимаешь три фильма... То шансов, что они все будут успешными и принесут прибыль, меньше. Конечно, важна индустрия кино, чтобы была конкуренция, чтобы профессионалы имели работу. Чтобы молодым давали шанс и им было куда расти и у кого учиться.

Все важное, все интересное, все, что просто нельзя пропустить. Будьте в курсе — Telegram-канал «А теперь внимание!».